fbpx
Size of letters 1x
Site color
Image
Additionally
Line height
Letter spacing
Font
Embedded items (videos, maps, etc.)
 

What is barring salary increase?

20/ 01/ 2018
  Система налогообложения страны, увы, несовершенна. В этой сфере есть масса проблем, нерешение которых может привести к неприятным последствиям. Это что-то вроде цепной реакции. Если вспомнить о налоговой нагрузке на оплату труда, то это как раз яркий пример того, как законсервировать проблему, снизив тем самым шансы на устранение целого ряда других, связанных с ней, трудностей. Я хорошо помню, как несколько лет назад правительство попыталось комплексно подойти к вопросу налоговой реформы. В тот период было проведено множество формальных и неформальных встреч, в том числе с представителями Европейской Бизнес Ассоциации и другими заинтересованными лицами в попытке определить налоговые проблемы, которые затрагивают многих и препятствуют развитию экономики, оценить стоимость решения таких проблем и пути финансирования их решения. Быстрой комплексной реформы не вышло, несмотря на отдельные успехи. Однако примечательно, что в ходе выяснения болевых точек высокая налоговая нагрузка на оплату труда оказалась проблемой, объединяющей практически все бизнесы. На эту проблему частично отреагировали в конце 2015 года, снизив ЕСВ до 22% (при этом, к сожалению, не коснувшись сколько-нибудь ощутимо налога с доходов физических лиц). Однако ставку ЕСВ хотя и снизили, но одновременно увеличили базу начисления. В 2018 году, несмотря на неизменность ставки, произойдет дальнейший рост фискальной нагрузки за счет увеличения базы начисления ЕСВ, которая привязана к минимальной заработной плате. На 2018 год планы по сбору налога с доходов физлиц, военному сбору и единому социальному взносу подбираются к сумме полтриллиона гривен. Налоги и сборы на оплату труда – бесспорные лидеры. От них отстает даже НДС (около 380 млрд грн). О налоге на прибыль предприятий (или, иными словами, о налоге на прибыль акционеров), вообще говорить неловко – около 80 млрд грн. Похоже, нагрузка на оплату труда будет только расти. Максимальная величина базы ЕСВ привязана к МЗП, а последнюю планируют повышать регулярно. Сохранение высоких налогов на труд (тем более, их рост) будет создавать массу связанных между собой проблем. Судите сами. Повышение фискальной нагрузки скажется, в первую очередь, на добросовестных налогоплательщиках – тех, кто прозрачно оплачивает труд своих сотрудников, поскольку увеличение МЗП синхронно (и существенно) увеличивает максимальную величину базы начисления единого социального взноса. Это явно негативно скажется на восприятии инвестиционного климата. Для информации: индекс инвестиционной привлекательности Украины стагнирует; налоговый индекс хоть и растет, но крепко застрял в негативной части шкалы оценок. Перекосы в структуре налогов, порождаемая ими недобросовестная налоговая конкуренция, попытки решать проблемы преимущественно за счет увеличения нагрузки на добросовестных налогоплательщиков могут стать последней каплей для многих инвесторов, которые хотели бы действовать прозрачно, а не играть по теневым правилам. Высокая совокупная нагрузка на оплату труда не будет создавать стимулов для выхода из тени. У тех, кто в тени, есть альтернативные и вполне безопасные способы платить своим сотрудникам и не переплачивать налоги на зарплату. К тому же, осуществляющееся скрытно увеличение нагрузки на оплату труда, когда ставки остаются неизменными, но при этом база начисления стабильно растет, недвусмысленно сигнализирует тем, кто работает в тени, что выходить из сумрака пока не время. Высокая налоговая нагрузка на оплату труда не будет стимулировать работодателей делиться с работниками выгодами, которые работодатели получат в случае отмены налога на прибыль. Наконец, поддерживая на нынешнем уровне налоговую нагрузку на оплату труда мы лишаем себя конкурентного преимущества в глазах иностранных инвесторов: около 40% бюджета, который они выделяют на оплату персонала, инвесторы будут вынуждены отдать в виде налогов, а не своим работникам. Однако, по мнению экспертов, уже сейчас можно сделать многое, чтобы исправить ситуацию или, как минимум, перестать ее усугублять: Можно отвязать базу для начисления ЕСВ от минимальной зарплаты. Можно подумать о внедрении налогообложения домохозяйств, когда доходы работающих членов семьи распределяются для целей налогообложения между неработающими членами семьи. Это механизм мог бы ощутимо уменьшить налоговую нагрузку на семейные бюджеты. Предусмотренная действующим законодательством налоговая социальная льгота с такой задачей явно не справляется. Необходимо существенно увеличить перечень и размер расходов физических лиц, которые дают право на получение налоговой скидки по НДФЛ (в частности, расширить право на вычет расходов на добровольное страхование). Нужно предусмотреть уменьшение налога на доходы физических лиц на сумму уплаченного налога на имущество. Этот список можно (и нужно) продолжить. Наконец, необходимо предусмотреть меры, стимулирующие работодателей выплачивать большее вознаграждение работникам: например, установить увеличенный вычет для целей налога на прибыль для тех работодателей, которые повышают оплату труда своих сотрудников на определенный процент или до определенной величины. Но для этого, повторим, необходим прежде всего приемлемый уровень налоговой нагрузки на оплату труда. Попытки властей с помощью административных мер принуждать работодателей увеличивать оплату труда, не снижая при этом налоговую нагрузку на оплату труда, вряд ли приведут к желаемому результату. Безусловно, свобода маневра в фискальной сфере сильно ограничена пределами допустимого бюджетного дефицита. Соответственно, снижая налоги, придется искать, чем компенсировать потери бюджета. Но я все равно считаю, что консолидирующие проблемы (а нагрузка на оплату труда является таковой), нужно решать, а не оставлять их в тени, надеясь, что бизнес сможет от этих проблем как-то уклониться. Источник: Новое время

Система налогообложения страны, увы, несовершенна. В этой сфере есть масса проблем, нерешение которых может привести к неприятным последствиям.

Это что-то вроде цепной реакции. Если вспомнить о налоговой нагрузке на оплату труда, то это как раз яркий пример того, как “законсервировать” проблему, снизив тем самым шансы на устранение целого ряда других, связанных с ней, трудностей.

Я хорошо помню, как несколько лет назад правительство попыталось комплексно подойти к вопросу налоговой реформы. В тот период было проведено множество формальных и неформальных встреч, в том числе с представителями Европейской Бизнес Ассоциации и другими заинтересованными лицами в попытке определить налоговые проблемы, которые затрагивают многих и препятствуют развитию экономики, оценить стоимость решения таких проблем и пути финансирования их решения.

Быстрой комплексной реформы не вышло, несмотря на отдельные успехи. Однако примечательно, что в ходе выяснения “болевых точек” высокая налоговая нагрузка на оплату труда оказалась проблемой, объединяющей практически все бизнесы.

На эту проблему частично отреагировали в конце 2015 года, снизив ЕСВ до 22% (при этом, к сожалению, не коснувшись сколько-нибудь ощутимо налога с доходов физических лиц). Однако ставку ЕСВ хотя и снизили, но одновременно увеличили базу начисления. В 2018 году, несмотря на неизменность ставки, произойдет дальнейший рост фискальной нагрузки за счет увеличения базы начисления ЕСВ, которая привязана к минимальной заработной плате.

На 2018 год планы по сбору налога с доходов физлиц, военному сбору и единому социальному взносу подбираются к сумме полтриллиона гривен.

Налоги и сборы на оплату труда – бесспорные лидеры. От них отстает даже НДС (около 380 млрд грн). О налоге на прибыль предприятий (или, иными словами, о налоге на прибыль акционеров), вообще говорить неловко – около 80 млрд грн. Похоже, нагрузка на оплату труда будет только расти. Максимальная величина базы ЕСВ привязана к МЗП, а последнюю планируют повышать регулярно.

Сохранение высоких налогов на труд (тем более, их рост) будет создавать массу связанных между собой проблем.

Судите сами. Повышение фискальной нагрузки скажется, в первую очередь, на добросовестных налогоплательщиках – тех, кто прозрачно оплачивает труд своих сотрудников, поскольку увеличение МЗП синхронно (и существенно) увеличивает максимальную величину базы начисления единого социального взноса. Это явно негативно скажется на восприятии инвестиционного климата.

Для информациииндекс инвестиционной привлекательности Украины стагнирует; налоговый индекс хоть и растет, но крепко застрял в негативной части шкалы оценок.

Перекосы в структуре налогов, порождаемая ими недобросовестная налоговая конкуренция, попытки решать проблемы преимущественно за счет увеличения нагрузки на добросовестных налогоплательщиков могут стать последней каплей для многих инвесторов, которые хотели бы действовать прозрачно, а не играть по теневым правилам.

Высокая совокупная нагрузка на оплату труда не будет создавать стимулов для выхода из тени. У тех, кто в тени, есть альтернативные и вполне безопасные способы платить своим сотрудникам и не переплачивать налоги на зарплату. К тому же, осуществляющееся скрытно увеличение нагрузки на оплату труда, когда ставки остаются неизменными, но при этом база начисления стабильно растет, недвусмысленно сигнализирует тем, кто работает в тени, что выходить “из сумрака” пока не время.

Высокая налоговая нагрузка на оплату труда не будет стимулировать работодателей делиться с работниками выгодами, которые работодатели получат в случае отмены налога на прибыль. Наконец, поддерживая на нынешнем уровне налоговую нагрузку на оплату труда мы лишаем себя конкурентного преимущества в глазах иностранных инвесторов: около 40% бюджета, который они выделяют на оплату персонала, инвесторы будут вынуждены отдать в виде налогов, а не своим работникам.

Однако, по мнению экспертов, уже сейчас можно сделать многое, чтобы исправить ситуацию или, как минимум, перестать ее усугублять:

  • Можно “отвязать” базу для начисления ЕСВ от минимальной зарплаты.
  • Можно подумать о внедрении налогообложения домохозяйств, когда доходы работающих членов семьи распределяются для целей налогообложения между неработающими членами семьи. Это механизм мог бы ощутимо уменьшить налоговую нагрузку на семейные бюджеты. Предусмотренная действующим законодательством налоговая социальная льгота с такой задачей явно не справляется.
  • Необходимо существенно увеличить перечень и размер расходов физических лиц, которые дают право на получение налоговой скидки по НДФЛ (в частности, расширить право на вычет расходов на добровольное страхование).
  • Нужно предусмотреть уменьшение налога на доходы физических лиц на сумму уплаченного налога на имущество.

Этот список можно (и нужно) продолжить.

Наконец, необходимо предусмотреть меры, стимулирующие работодателей выплачивать большее вознаграждение работникам: например, установить увеличенный вычет для целей налога на прибыль для тех работодателей, которые повышают оплату труда своих сотрудников на определенный процент или до определенной величины. Но для этого, повторим, необходим прежде всего приемлемый уровень налоговой нагрузки на оплату труда.

Попытки властей с помощью административных мер принуждать работодателей увеличивать оплату труда, не снижая при этом налоговую нагрузку на оплату труда, вряд ли приведут к желаемому результату.

Безусловно, свобода маневра в фискальной сфере сильно ограничена пределами допустимого бюджетного дефицита. Соответственно, снижая налоги, придется искать, чем компенсировать потери бюджета.

Но я все равно считаю, что консолидирующие проблемы (а нагрузка на оплату труда является таковой), нужно решать, а не оставлять их в тени, надеясь, что бизнес сможет от этих проблем как-то уклониться.

Источник: Новое время

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Start
in the Telegram bot
Read articles. Share in social networks

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: