fbpx
Size of letters 1x
Site color
Image
Additionally
Line height
Letter spacing
Font
Embedded items (videos, maps, etc.)
 

To Do List 2019 in the marine industry

15/ 02/ 2019
  Ярина Скороход. Координатор Логистического комитета. Новый год — это традиционно свежий старт для амбициозных планов. Для нашей страны начало 2019 это новая сессия парламента, старт очень напряженного политического сезона и существующий конфликт в Азовском море. Так что же будет происходить в 2019 в морской отрасли, какие решения будут определять её развитие и чего ждёт бизнес? Методика и портовые сборы. Бизнес однозначно положительно оценил снижение портовых сборов с 1 января 2018 года на 20%.  Это был очень важный шаг на пути к повышению конкурентоспособности украинских портов и украинской продукции на мировых рынках. Одновременно, мы надеемся, что это был только первый шаг, и правительство продолжит позитивную тенденцию. Ведь по итогам 2018 года грузопоток увеличился, что свидетельствует о правильно выбранном курсе. Нам есть над чем дальше работать, сегодня мы все равно дороже, чем наши непосредственные конкуренты в Черноморском бассейне. По расчетам Всемирного банка, портовые сборы в Украине должны снизиться еще примерно на 54% для приведения их до конкурентного уровня с другими портами, и этого будет достаточно для поддержания портовой инфраструктуры в надлежащем состоянии. В то же время, мы понимаем, что снижение портовых сборов должно происходить вместе с последующим снижением отчислений дивидендов ГП «АМПУ» в государственный бюджет с 50% до 30%, что позволит увеличить объем ресурсов для развития морской инфраструктуры ГП «АМПУ». Мы также акцентируем внимание на целевом использовании сборов, ведь это четко прописано Законом Украины «О морских портах». Но сегодня это не всегда так. В качестве примера - направление части канального сбора на внутренние водные пути. Безусловно, реки нужно развивать. Но для этого нужно принять закон о внутреннем водном транспорте, который определит источники их финансирования. Методика расчета ставок портовых сборов, которую разрабатывает Министерство и АМПУ, пока в подвешенном состоянии. Для Ассоциации очень важно, чтобы такой расчет был максимально прозрачным и воплощал первоначальную идею написания этого документа - установление экономически обоснованных ставок портовых сборов. Но в текущей редакции это не прослеживается в силу ряда критических для бизнеса моментов и отсутствия предварительных расчетов ставок портовых сборов на базе разработанного документа. Важно, что Методика должна быть разработана и представлена ​​в комплексе с еще двумя документами - Порядком взимания и размеров ставок портовых сборов и Порядком учета и использования средств от портовых сборов. Инфраструктурные законопроекты. В 2018 году не было принято ни одного евроинтеграционного проекта закона из сферы инфраструктуры, что негативно повлияло в целом на развитие отрасли. Поэтому, ожидания бизнеса по работе новой сессии парламента очень высокие, так как в Раде находятся ключевые для украинского транспорта и инфраструктуры законы: «Про внутренний водный транспорт», «О концессиях», новый проект «О железнодорожном транспорте» будет внесен в январе-феврале 2019. Что касается морской отрасли, бизнес ждет второе чтение законопроекта «О концессиях». Мы поддерживаем проект закона и надеемся на его принятие в ближайшее время, однако с учетом предложенных Ассоциацией изменений. Часть предложений к первому чтению была учтена, но у нас все еще есть замечания к определению объектов концессии, оценке воздействия на окружающую среду, заключению договора концессии с арендатором государственного имущества, государственной поддержке концессионных проектов и ряду заключительных и переходных положений. Мы надеемся на учет этих предложений, которые необходимы чтобы в конечном итоге законопроект привел к положительным сдвигам во многих отраслях экономики, которые ожидает бизнес и государство. Не менее важным вопросом является возрождение речной отрасли, которая нуждается в значительном совершенствовании на законодательном уровне. Регуляторное поле по перевозкам внутренним водным транспортом (ВВТ) имеет много дефектов и требует пересмотра, ведь основным правовым актом на уровне закона является ЗУ «О транспорте». Также в сфере до сих пор руководствуются «Уставом внутреннего водного транспорта СССР» 1963 и некоторыми более современными подзаконными актами. В дополнение, в текущем законодательстве есть ряд неопределенностей базовых терминов таких как речной порт, территория и акватория речного порта. Именно поэтому отводится столько внимания новому закону о ВВТ, ведь за последние 26 лет речные перевозки на минимальном уровне, в частности, из-за отсутствия закона. Дополнительно, Министерство инфраструктуры планирует начать подготовку «конституции морского и речного транспорта» - нового Кодекса торгового мореплавания Украины. Реализация концессии морских портов. Мы выступаем за создание различных механизмов государственно-частного партнерства. По мнению Ассоциации, снижение доли государственной собственности благодаря привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций в порты позволит сделать их функционирование более эффективным. В то же время мы считаем, что каждый из морских портов Украины имеет свою историю, а значит, и подходы государства по решению их дальнейшей судьбы не могут быть одинаковыми ко всем портам. Некоторые порты должны идти путем концессии, другие - путем приватизации. Поэтому, мы надеемся на принятие законопроекта «О концессиях» с замечаниями от бизнеса в первые месяцы 2019. Сигналом для инвесторов стали подготовка пилотных проектов в портах Херсон и «Ольвия», по которым в конце декабря 2018 МЭРТ согласовал выводы по ТЭО, что станет отправной точкой для подготовки к проведению открытых концессионных конкурсов. Реализация концессионных проектов позволит привлечь долгосрочные инвестиции в инфраструктуру Украины, увеличит поступления в местные и государственный бюджеты, обеспечит повышение эффективности управления активами. Корпоратизация АМПУ и морская администрация. В августе 2018 заработала новосозданная Морская Администрация, которая реализует государственную политику в сферах морского и речного транспорта, торгового мореплавания, речного судоходства, навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания, безопасности на морском и речном транспорте. Уже созданы 5 территориальных структурных подразделений Морской Администрации, Кабмином переданы шесть профильных предприятий и учреждений, разрабатываются изменения в нормативно-правовую базу. В 2019 году Морская Администрация продолжит начатую работу по реформированию морской отрасли. В работе АМПУ также будут изменения – правительством была одобрена возможность корпоратизации АМПУ, реализация которой планируется уже в этом году. Данное решение позволит перейти от формы государственного предприятия к акционерному обществу с 100% акций в госсобственности, сформировать Наблюдательный совет, внедрить мировые практики по распоряжению имуществом и упростить процедуры закупок.   Напоследок, не менее важным фактором для успешной работы и развития бизнеса является обеспечение гарантии, что его работа не будет подвержена ни силовому давлению, ни проверкам так называемого «изолированного балласта». При этом мы подчеркиваем, что бизнес желает работать в правовом поле, где четко определены правила поведения как для бизнеса, так и для контролирующих органов. Источник: журнал «Судоходство»
Ярина Скороход Координатор Логистического комитета
Новый год — это традиционно свежий старт для амбициозных планов. Для нашей страны начало 2019 это новая сессия парламента, старт очень напряженного политического сезона и существующий конфликт в Азовском море. Так что же будет происходить в 2019 в морской отрасли, какие решения будут определять её развитие и чего ждёт бизнес?

Методика и портовые сборы

Бизнес однозначно положительно оценил снижение портовых сборов с 1 января 2018 года на 20%.  Это был очень важный шаг на пути к повышению конкурентоспособности украинских портов и украинской продукции на мировых рынках. Одновременно, мы надеемся, что это был только первый шаг, и правительство продолжит позитивную тенденцию. Ведь по итогам 2018 года грузопоток увеличился, что свидетельствует о правильно выбранном курсе. Нам есть над чем дальше работать, сегодня мы все равно дороже, чем наши непосредственные конкуренты в Черноморском бассейне. По расчетам Всемирного банка, портовые сборы в Украине должны снизиться еще примерно на 54% для приведения их до конкурентного уровня с другими портами, и этого будет достаточно для поддержания портовой инфраструктуры в надлежащем состоянии.

В то же время, мы понимаем, что снижение портовых сборов должно происходить вместе с последующим снижением отчислений дивидендов ГП «АМПУ» в государственный бюджет с 50% до 30%, что позволит увеличить объем ресурсов для развития морской инфраструктуры ГП «АМПУ».

Мы также акцентируем внимание на целевом использовании сборов, ведь это четко прописано Законом Украины «О морских портах». Но сегодня это не всегда так. В качестве примера – направление части канального сбора на внутренние водные пути. Безусловно, реки нужно развивать. Но для этого нужно принять закон о внутреннем водном транспорте, который определит источники их финансирования.

Методика расчета ставок портовых сборов, которую разрабатывает Министерство и АМПУ, пока в подвешенном состоянии. Для Ассоциации очень важно, чтобы такой расчет был максимально прозрачным и воплощал первоначальную идею написания этого документа – установление экономически обоснованных ставок портовых сборов. Но в текущей редакции это не прослеживается в силу ряда критических для бизнеса моментов и отсутствия предварительных расчетов ставок портовых сборов на базе разработанного документа.

Важно, что Методика должна быть разработана и представлена ​​в комплексе с еще двумя документами – Порядком взимания и размеров ставок портовых сборов и Порядком учета и использования средств от портовых сборов.

Инфраструктурные законопроекты

В 2018 году не было принято ни одного евроинтеграционного проекта закона из сферы инфраструктуры, что негативно повлияло в целом на развитие отрасли. Поэтому, ожидания бизнеса по работе новой сессии парламента очень высокие, так как в Раде находятся ключевые для украинского транспорта и инфраструктуры законы: «Про внутренний водный транспорт», «О концессиях», новый проект «О железнодорожном транспорте» будет внесен в январе-феврале 2019.

Что касается морской отрасли, бизнес ждет второе чтение законопроекта «О концессиях». Мы поддерживаем проект закона и надеемся на его принятие в ближайшее время, однако с учетом предложенных Ассоциацией изменений. Часть предложений к первому чтению была учтена, но у нас все еще есть замечания к определению объектов концессии, оценке воздействия на окружающую среду, заключению договора концессии с арендатором государственного имущества, государственной поддержке концессионных проектов и ряду заключительных и переходных положений. Мы надеемся на учет этих предложений, которые необходимы чтобы в конечном итоге законопроект привел к положительным сдвигам во многих отраслях экономики, которые ожидает бизнес и государство.

Не менее важным вопросом является возрождение речной отрасли, которая нуждается в значительном совершенствовании на законодательном уровне. Регуляторное поле по перевозкам внутренним водным транспортом (ВВТ) имеет много дефектов и требует пересмотра, ведь основным правовым актом на уровне закона является ЗУ «О транспорте». Также в сфере до сих пор руководствуются «Уставом внутреннего водного транспорта СССР» 1963 и некоторыми более современными подзаконными актами. В дополнение, в текущем законодательстве есть ряд неопределенностей базовых терминов таких как речной порт, территория и акватория речного порта.

Именно поэтому отводится столько внимания новому закону о ВВТ, ведь за последние 26 лет речные перевозки на минимальном уровне, в частности, из-за отсутствия закона.

Дополнительно, Министерство инфраструктуры планирует начать подготовку «конституции морского и речного транспорта» – нового Кодекса торгового мореплавания Украины.

Реализация концессии морских портов

Мы выступаем за создание различных механизмов государственно-частного партнерства. По мнению Ассоциации, снижение доли государственной собственности благодаря привлечению частных отечественных и иностранных инвестиций в порты позволит сделать их функционирование более эффективным. В то же время мы считаем, что каждый из морских портов Украины имеет свою историю, а значит, и подходы государства по решению их дальнейшей судьбы не могут быть одинаковыми ко всем портам. Некоторые порты должны идти путем концессии, другие – путем приватизации.

Поэтому, мы надеемся на принятие законопроекта «О концессиях» с замечаниями от бизнеса в первые месяцы 2019. Сигналом для инвесторов стали подготовка пилотных проектов в портах Херсон и «Ольвия», по которым в конце декабря 2018 МЭРТ согласовал выводы по ТЭО, что станет отправной точкой для подготовки к проведению открытых концессионных конкурсов. Реализация концессионных проектов позволит привлечь долгосрочные инвестиции в инфраструктуру Украины, увеличит поступления в местные и государственный бюджеты, обеспечит повышение эффективности управления активами.

Корпоратизация АМПУ и морская администрация

В августе 2018 заработала новосозданная Морская Администрация, которая реализует государственную политику в сферах морского и речного транспорта, торгового мореплавания, речного судоходства, навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания, безопасности на морском и речном транспорте. Уже созданы 5 территориальных структурных подразделений Морской Администрации, Кабмином переданы шесть профильных предприятий и учреждений, разрабатываются изменения в нормативно-правовую базу. В 2019 году Морская Администрация продолжит начатую работу по реформированию морской отрасли.

В работе АМПУ также будут изменения – правительством была одобрена возможность корпоратизации АМПУ, реализация которой планируется уже в этом году. Данное решение позволит перейти от формы государственного предприятия к акционерному обществу с 100% акций в госсобственности, сформировать Наблюдательный совет, внедрить мировые практики по распоряжению имуществом и упростить процедуры закупок.  

Напоследок, не менее важным фактором для успешной работы и развития бизнеса является обеспечение гарантии, что его работа не будет подвержена ни силовому давлению, ни проверкам так называемого «изолированного балласта». При этом мы подчеркиваем, что бизнес желает работать в правовом поле, где четко определены правила поведения как для бизнеса, так и для контролирующих органов.

Источник: журнал «Судоходство»

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and pressing Ctrl+Enter.

Start
in the Telegram bot
Read articles. Share in social networks

Spelling error report

The following text will be sent to our editors: