fbpx
Розмір літер 1x
Колір сайту
Зображення
Додатково
Міжрядковий інтервал
Міжсимвольний інтервал
Шрифт
Убудовані елементи (відео, карти тощо)
 

Ввезення незареєстрованих пестицидів для випробувань: розвінчуємо міфи

20/ 10/ 2017
  21 сентября 2017 г. Комитетом ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных отношений был рассмотрен и поддержан в первом чтении законопроект № 6606, которым предлагается отменить подтверждение регистрации в стране производства для незарегистрированных пестицидов, которые ввозятся на территорию Украины для проведения государственных испытаний и научных исследований. В ходе дискуссии некоторыми народными депутатами озвучивалась необходимость внесения в законодательство ряда «предохранителей», которые могли бы гарантировать невозможность ввоза как коммерческих партий незарегистрированных продуктов сомнительного качества, так и явного фальсификата, а также предотвратить любые коррупционные риски. Предлагаем разобраться, для чего был разработан законопроект № 6606 и действительно ли озвученные «предохранители» отсутствуют в существующей системе допуска препаратов на украинский агрохимический рынок. Начнем с юридической части Украинская система государственных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов берет свое начало в середине 90-х. Именно тогда писались и принимались ключевые законы и подзаконные акты, а именно: 1. Закон Украины от 2 марта 1995 года № 86/95-ВР «О пестицидах и агрохимикатах»; 2. Постановление Кабинета Министров Украины от 4 марта 1996 года № 295 «Об утверждении Порядка проведения государственных испытаний, государственной регистрации и перерегистрации, издания перечней пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию в Украине». Несложно заметить, что документам 20+ лет и за это время они столько раз менялись, что некоторые положения уже либо неактуальны, либо вырваны из контекста. Так случилось и с частью второй статьи 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах», в последнем предложении которой с недавних пор прописано требование предоставления регистрации пестицида в стране его производства как условия для ввоза незарегистрированных образцов для госиспытаний. Очевиден тот факт, что изначальное целевое предназначение данной нормы было искажено в конечной редакции, актуальность она явно утратила и отменять ее нужно было уже давно. Это подтверждается и тем, что вплоть до начала 2017 года данная норма не применялась Министерством экологии как основание для получения разрешения на ввоз незарегистрированных образцов. Более того, до вышеуказанного нововведения ввознезарегистрированных образцов СЗР для целей научных исследований и госиспытаний осуществлялся в течение десятилетий без необходимости подтверждать регистрацию в стране производства. После вступления в силу вышеуказанного нововведения ничего не поменялось в отношении контроля качества ввозимых пестицидов в сравнении с тем уровнем качества, что имел место быть до начала 2017 г. А вот вред от него очевиден: данная норма существенно ограничивает научные исследования и доступ к инновационным технологиям мирового уровня. Это подтверждают и украинские государственные научные институты, непосредственно задействованные в процессе государственных испытаний СЗР в Украине. Перейдем к практическим моментам Так действительно ли в действующей системе госиспытаний в Украине отсутствуют механизмы предупреждения ввоза некачественной продукции и фальсификата под видом образцов? Конечно же, нет: таких «предохранителей» более чем достаточно! Можем ответственно заявить, что действующий процесс допуска препарата к госиспытаниям и контроль за его ввозом и использованием — это наиболее защищенная и жестко контролируемая процедура во всем цикле оборота пестицида в Украине. Проблема возникает намного позже, на этапе временной госрегистрации, но об этом дальше. Что касается вероятности ввоза коммерческих партий пестицидов под видом образцов незарегистрированных СЗР: подобная практика полностью исключена! Если не делать преждевременных выводов и прочитать статью 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах» полностью, а не только одно — вырванное из контекста — предложение, то становится очевидным, что 1) ввоз на таможенную территорию Украины, 2) производство, 3) торговля, 4) применение и даже 5) реклама пестицидов и агрохимикатов до момента получения ими государственной регистрации ЗАПРЕЩЕНЫ! Возвращаясь к опасениям по поводу ввоза явного фальсификата под видом образцов, надо сказать, что данное опасение абсурдно и не имеет под собой никаких оснований: к превеликому нашему сожалению, фальсификаторы не подают свою «продукцию» ни на научные исследования, ни на государственные испытания, ни тем более на государственную регистрацию! Соответственно, о ввозе фальсификата под видом образцов и речи быть не может, поскольку ввоз образцом в Украине регулируется и контролируется самым тщательным образом. В процессе ввоза незарегистрированного образца задействованы четыре стороны: Минэкологии — как госрегулятор, Госинститут — как исполнитель, импортер — как заявитель, таможня — как контролер при ввозе. Если проанализировать схему, то можно сделать следующие выводы. 1. Разрешается ввоз только научно обоснованного количества образца: Госинститут обосновывает требуемое количество, а Минэкологии — утверждает. 2. Вся информация по объемам, заявителям и препаратам находится в открытом доступе и любые возможности спекуляций исключены: ежегодно Минэкологии, после согласования с Минздравом, публикует план госиспытаний препаратов. План на 2017 год доступен по ссылке. С 2017 года Минэкологии начало публиковать реестр разрешений на ввоз незарегистрированных пестицидов с указанием всей ключевой информации. Реестр доступен по ссылке. 3. При получении разрешения на ввоз незарегистрированного образца указывается вся необходимая информация (данные импортера, объем образца, пункт пропуска через границу, место хранения образца и срок действия разрешения, в течение которого можно осуществить ввоз). 4. При ввозе образца таможня контролирует все вышеуказанные требования. 5. В конце каждого года заявитель подает отчет в Минэкологии об использовании образца. Соответственно, оборот незарегистрированных образцов для госиспытаний в Украине жестко регулируется и пристально контролируется компетентными органами. Почему же тогда в Украине регистрируется так много пестицидов сомнительного качества? Ответ на этот вопрос прост — огромная дыра на этапе государственной регистрации. На сегодняшний день в Украине существует два типа регистрации пестицидов: временная и постоянная. Оба типа нужны, но к действующему регулированию временной регистрации есть вопросы. И проблема очень проста: для того чтобы получить статус временно зарегистрированного препарата (а это 2+1 года такого статуса и еще 2 года на реализацию остатков), не нужно подавать полного досье на препарат, то есть проходить описанные выше научные испытания и процедуры в полной мере.  Таким образом, добросовестный импортер, который регистрирует препарат с предоставлением полного досье (а это десятки тысяч страниц исследований и данных, обеспечивающих безопасность для здоровья населения и среды его обитания) и платит все установленное законом платежи (с учетом испытаний, сумма может достигать €100 тысяч), получает 10 лет регистрации. А недобросовестная компания фактически без документов, которые бы подтверждали безопасность препарата, регистрирует его на 5 лет при минимальных расходах на всех этапах процесса. То есть фактически налицо — политика двойных стандартов. Агрохимический комитет ЕБА уже много лет пытается закрыть данную брешь в законодательстве Украины, но, к сожалению, на сегодняшний день вопрос до сих пор не решен. Поэтому мы очень надеемся, что законопроект № 6606 будет принят в самое ближайшее время, а проблеме недобросовестной временной госрегистрации препаратов также будет уделено надлежащее внимание. Источник: AgroPortal

21 сентября 2017 г. Комитетом ВРУ по вопросам аграрной политики и земельных отношений был рассмотрен и поддержан в первом чтении законопроект № 6606, которым предлагается отменить подтверждение регистрации в стране производства для незарегистрированных пестицидов, которые ввозятся на территорию Украины для проведения государственных испытаний и научных исследований.

В ходе дискуссии некоторыми народными депутатами озвучивалась необходимость внесения в законодательство ряда «предохранителей», которые могли бы гарантировать невозможность ввоза как коммерческих партий незарегистрированных продуктов сомнительного качества, так и явного фальсификата, а также предотвратить любые коррупционные риски.

Предлагаем разобраться, для чего был разработан законопроект № 6606 и действительно ли озвученные «предохранители» отсутствуют в существующей системе допуска препаратов на украинский агрохимический рынок.

Начнем с юридической части

Украинская система государственных испытаний и государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов берет свое начало в середине 90-х. Именно тогда писались и принимались ключевые законы и подзаконные акты, а именно:

1. Закон Украины от 2 марта 1995 года № 86/95-ВР «О пестицидах и агрохимикатах»;

2. Постановление Кабинета Министров Украины от 4 марта 1996 года № 295 «Об утверждении Порядка проведения государственных испытаний, государственной регистрации и перерегистрации, издания перечней пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к использованию в Украине».

Несложно заметить, что документам 20+ лет и за это время они столько раз менялись, что некоторые положения уже либо неактуальны, либо вырваны из контекста.

Так случилось и с частью второй статьи 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах», в последнем предложении которой с недавних пор прописано требование предоставления регистрации пестицида в стране его производства как условия для ввоза незарегистрированных образцов для госиспытаний.

Очевиден тот факт, что изначальное целевое предназначение данной нормы было искажено в конечной редакции, актуальность она явно утратила и отменять ее нужно было уже давно. Это подтверждается и тем, что вплоть до начала 2017 года данная норма не применялась Министерством экологии как основание для получения разрешения на ввоз незарегистрированных образцов. Более того, до вышеуказанного нововведения ввознезарегистрированных образцов СЗР для целей научных исследований и госиспытаний осуществлялся в течение десятилетий без необходимости подтверждать регистрацию в стране производства.

После вступления в силу вышеуказанного нововведения ничего не поменялось в отношении контроля качества ввозимых пестицидов в сравнении с тем уровнем качества, что имел место быть до начала 2017 г. А вот вред от него очевиден: данная норма существенно ограничивает научные исследования и доступ к инновационным технологиям мирового уровня. Это подтверждают и украинские государственные научные институты, непосредственно задействованные в процессе государственных испытаний СЗР в Украине.

Перейдем к практическим моментам

Так действительно ли в действующей системе госиспытаний в Украине отсутствуют механизмы предупреждения ввоза некачественной продукции и фальсификата под видом образцов?

Конечно же, нет: таких «предохранителей» более чем достаточно! Можем ответственно заявить, что действующий процесс допуска препарата к госиспытаниям и контроль за его ввозом и использованием — это наиболее защищенная и жестко контролируемая процедура во всем цикле оборота пестицида в Украине. Проблема возникает намного позже, на этапе временной госрегистрации, но об этом дальше.

Что касается вероятности ввоза коммерческих партий пестицидов под видом образцов незарегистрированных СЗР: подобная практика полностью исключена! Если не делать преждевременных выводов и прочитать статью 4 Закона Украины «О пестицидах и агрохимикатах» полностью, а не только одно — вырванное из контекста — предложение, то становится очевидным, что 1) ввоз на таможенную территорию Украины, 2) производство, 3) торговля, 4) применение и даже 5) реклама пестицидов и агрохимикатов до момента получения ими государственной регистрации ЗАПРЕЩЕНЫ!

Возвращаясь к опасениям по поводу ввоза явного фальсификата под видом образцов, надо сказать, что данное опасение абсурдно и не имеет под собой никаких оснований: к превеликому нашему сожалению, фальсификаторы не подают свою «продукцию» ни на научные исследования, ни на государственные испытания, ни тем более на государственную регистрацию! Соответственно, о ввозе фальсификата под видом образцов и речи быть не может, поскольку ввоз образцом в Украине регулируется и контролируется самым тщательным образом.

В процессе ввоза незарегистрированного образца задействованы четыре стороны: Минэкологии — как госрегулятор, Госинститут — как исполнитель, импортер — как заявитель, таможня — как контролер при ввозе.

Если проанализировать схему, то можно сделать следующие выводы.

1. Разрешается ввоз только научно обоснованного количества образца: Госинститут обосновывает требуемое количество, а Минэкологии — утверждает.

2. Вся информация по объемам, заявителям и препаратам находится в открытом доступе и любые возможности спекуляций исключены: ежегодно Минэкологии, после согласования с Минздравом, публикует план госиспытаний препаратов. План на 2017 год доступен по ссылке.

С 2017 года Минэкологии начало публиковать реестр разрешений на ввоз незарегистрированных пестицидов с указанием всей ключевой информации. Реестр доступен по ссылке.

3. При получении разрешения на ввоз незарегистрированного образца указывается вся необходимая информация (данные импортера, объем образца, пункт пропуска через границу, место хранения образца и срок действия разрешения, в течение которого можно осуществить ввоз).

4. При ввозе образца таможня контролирует все вышеуказанные требования.

5. В конце каждого года заявитель подает отчет в Минэкологии об использовании образца.

Соответственно, оборот незарегистрированных образцов для госиспытаний в Украине жестко регулируется и пристально контролируется компетентными органами.

Почему же тогда в Украине регистрируется так много пестицидов сомнительного качества?

Ответ на этот вопрос прост — огромная дыра на этапе государственной регистрации. На сегодняшний день в Украине существует два типа регистрации пестицидов: временная и постоянная. Оба типа нужны, но к действующему регулированию временной регистрации есть вопросы. И проблема очень проста: для того чтобы получить статус временно зарегистрированного препарата (а это 2+1 года такого статуса и еще 2 года на реализацию остатков), не нужно подавать полного досье на препарат, то есть проходить описанные выше научные испытания и процедуры в полной мере. 

Таким образом, добросовестный импортер, который регистрирует препарат с предоставлением полного досье (а это десятки тысяч страниц исследований и данных, обеспечивающих безопасность для здоровья населения и среды его обитания) и платит все установленное законом платежи (с учетом испытаний, сумма может достигать €100 тысяч), получает 10 лет регистрации. А недобросовестная компания фактически без документов, которые бы подтверждали безопасность препарата, регистрирует его на 5 лет при минимальных расходах на всех этапах процесса. То есть фактически налицо — политика двойных стандартов.

Агрохимический комитет ЕБА уже много лет пытается закрыть данную брешь в законодательстве Украины, но, к сожалению, на сегодняшний день вопрос до сих пор не решен.

Поэтому мы очень надеемся, что законопроект № 6606 будет принят в самое ближайшее время, а проблеме недобросовестной временной госрегистрации препаратов также будет уделено надлежащее внимание.

Источник: AgroPortal

Якщо ви знайшли помилку, будь ласка, виділіть фрагмент тексту та натисніть Ctrl+Enter.

Стартуй в Telegram боті
Читайте корисні статті та новини. Поширюйте їх соціальними мережами.

Повідомити про помилку

Текст, який буде надіслано нашим редакторам: